Бесплатная юридическая консультация

8 (495) 134-50-01

Консультация по телефону с 9.00 до 21.00

Укажите Ваше имя и номер телефона. Юрист перезвонит Вам в течение нескольких минут.





Защита прав потребителей

Автоюрист

Кредиты, долги

Семейный адвокат

Завещание, наследство

Жилищные вопросы

Земельные вопросы

Уголовный адвокат

Правила возврата товара надлежащего качества.

Вопрос регулирования отношений между продавцом и покупателем является весьма актуальным, поскольку каждый из нас ежедневно совершает какие-либо покупки и, соответственно, каждый раз вступает в договорные отношения с продавцом товаров или услуг. Даже покупая продукты в магазине, Вы заключаете устный договор с продавцом, так как, продавая товар, он уже действует на рынке и обязан соблюдать нормы законодательства принятые в этой сфере.

В России отношения между продавцом и покупателем регулируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", который призван не только защищать права и интересы широкого круга потребителей, но и вывести отношения покупателя и продавца на качественно новый цивилизованный уровень.

Согласно статьи 25 Закона потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества. И хотя на сегодняшний день большинство продавцов стараются соблюдать законные права потребителей, тем не менее зачастую встречаются ситуации, когда продавцы совершают необоснованные и неправомерные действия в случаях, когда покупатель хочет вернуть или обменять товар надлежащего качества.

И если при покупке товара ненадлежащего качества претензии покупателя в большинстве случаев удовлетворяются полностью, то при попытке вернуть или обменять качественный товар потребитель зачастую сталкивается с незаконным отказом в этом праве со стороны продавца. При этом продавцы вводят покупателя в заблуждение, ссылаясь на какие-то свои правила и условия, не предусмотренные законодательством, незаконно сокращают сроки возврата или обмена товара, либо находят иные причины для неисполнения своих обязательств.

Чтобы избежать таких ситуаций, потребителю желательно знать свои права по возврату и обмену товаров надлежащего качества.

Закон "О защите прав потребителей" четко определяет право потребителя обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен. Это возможно в тех случаях, когда указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Но реализация этого права возможна только при соблюдении следующих условий:
- приобретенный товар не был в употреблении,
- сохранены товарный вид и потребительские свойства товара,
- на товаре присутствуют пломбы и фабричные ярлыки,
- у покупателя сохранился товарный или кассовый чек на приобретенный товар, либо имеются свидетельские показания, подтверждающие факт покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества может быть произведен в течение 14 дней со дня его приобретения.

Все эти условия касаются обмена непродовольственного товара надлежащего качества. В случае, если в день обращения потребителя к продавцу аналогичный товар отсутствует в продаже потребитель имеет право отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата денежной суммы, уплаченной за товар.

Следует отметить, что не всякий непродовольственный товар соответствующего качества можно вернуть или обменять. Существует утвержденный Постановлением Правительства РФ перечень товаров соответствующего качества, не подлежащих обмену или возврату.

Согласно полному и исчерпывающему перечню к таким товарам относятся:
- товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты);
- предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);
- парфюмерно-косметические товары;
- текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей-ленты, тесьма, кружево и другие);
- кабельная продукция (провода, шнуры, кабели);
- строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж;
- швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные);
- изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов);
- товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
- мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
- изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;
- автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
- технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства);
- гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;
- животные и растения;
- непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Вышеназванный список товаров является исчерпывающим и продавец не может расширить его по своему усмотрению.

В соответствии с Законом продавец обязан своевременно предоставить потребителю всю необходимую и достоверную информацию о товаре, содержащую следующие сведения:
- сведения об основных потребительских свойствах товара,
- цена в рублях и условия приобретения товара;
- гарантийный срок, если таковой предусмотрен;
- обязательные условия для эффективной и безопасной эксплуатации товара;
- срок годности или срок службы товара;
- адрес и наименование продавца (изготовителя);
- сведения о правилах продажи товара.

Все перечисленные сведения должны быть указаны в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках, маркировке и т.д. Необходимо отметить также, что вся информация должна быть изложена на русском языке, что для российских граждан является немаловажным фактором. Если в прилагаемой к товару инструкции по эксплуатации отсутствует русско-язычный вариант текста, то это является нарушением закона, так как с 1998 года Постановлением Правительства РФ продажа на территории России непродовольственных импортных товаров без информации о них на русском языке запрещена.

Если потребителю не предоставлена вся информация о товаре непосредственно при совершении купли-продажи, он имеет право отказаться от приобретения товара, а если покупка уже состоялась, то в разумный срок вернуть товар продавцу и потребовать возврата уплаченных за него денег и возмещения других убытков. В Законе прямо указывается, что потребитель не обязан обладать специальными знаниями, чтобы правильно пользоваться товаром. И в данном случае заявления продавца о том, что те или иные правила эксплуатации хоть и отсутствуют в инструкции, но "все о них знают или о них можно было догадаться и т.п. ", совершенно неправомерны и являются грубым нарушением Закона о защите прав потребителей.

Следует упомянуть и о таком достаточно новом для России, но довольно быстро распространяющемся способе приобретения товара, как покупка через интернет-магазины, то есть дистанционно.

Возврат товара, купленного таким способом, регулируется помимо Закона "О защите прав потребителей" еще и "Правилами продажи товаров дистанционным способом", утвержденными Постановлением Правительства РФ и имеет свои нюансы.

Покупатель может вернуть товар без объяснения причины отказа в любой момент до его доставки, либо - в течение 7 дней после доставки. Информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества должна быть предоставлена в виде памятки в момент доставки товара, а при отсутствии такой памятки срок возврата товара увеличивается до трех месяцев. Памятка должна содержать информацию о месте нахождения, режиме работы продавца, сроке возврата товара, предупреждать о сохранении вида, потребительских свойств и качества товара до его возврата, условия и срок возврата уплаченной за товар суммы.

Исключение по возврату товара составляют товары, изготовленные на заказ, их можно вернуть только в случае явных недостатков. Также как и при покупке в обычном магазине товар не должен быть в употреблении, должны быть сохранены пломбы и ярлыки. Покупая товар через интернет-магазин потребитель в соответствии с законом не обязан сохранять чеки, поскольку в данном случае существуют и другие способы подтверждения покупки, например, штампы на упаковке, электронная переписка и т.д.

Исходя из вышесказанного можно сделать выводы о необходимости и несомненной пользе Закона "О защите прав потребителей" в части регулирования вопроса по возврату товара надлежащего качества. Тем не менее следует напомнить, что существуют определенные группы товаров, не подлежащих возврату или обмену, и также то, что для возврата товара надлежащего качества требуется строгое соблюдение необходимых условий, определенных законодательством.

Хотите получить бесплатную консультацию юриста? Звоните
8 (495) 134-50-01
или заполните форму в верхней части страницы

Рейтинг@Mail.ru

Бесплатная юридическая консультация 2005-2018

При копировании материалов, активная ссылка на наш сайт - обязательна.